Чем занять ребенка, пока мама готовит
Представляете, чем чревата активность на кухне такого природного явления? Поэтому каждая мама задается вопросом как нейтрализовать это стихийное бедствие, чтобы ужин был приготовлен и никто не пострадал, а наоборот, “тайфунчик” приобрел полезные навыки, приятно провел время или даже помог.
Здесь 2 варианта развития событий. Первый- максимально простой: готовить, пока малыш спит. С одной стороны, процесс происходит намного легче, проще и быстрее, чем вместе. С другой – время, которое мама могла потратить на свой отдых или увлечения, тратится на интересы семьи. Второй способ – готовить вместе с малышом. Способ хоть и сложнее, но гораздо интереснее. Здесь свои плюсы: это время совместной деятельности и общения, малыши, которые готовят вместе с мамой, лучше едят, развивают такую полезную мелкую моторику, более внимательны и аккуратны, учатся готовить.
Если вы решили, что ваш способ в совместной деятельности на кухне, встает вопрос как организовать процесс игры на кухне. Скорее всего, ваш ребенок найдет себе сам увлекательное занятие без подсказок :) Но чтобы этот процесс не напоминал танец слона в посудной лавке, мама должна найти время, место и реквизит для игр. И, самое главное, соблюдать правила безопасности:
- Место игры должно хорошо просматриваться мамой с того места, где готовится еда.
- Место для игры должно быть вдалеке от проводов, работающей плиты или духовки.
- Когда ребенок на кухне , на плите нужно включать только дальние конфорки, во время работы духовки лучше уходить с кухни.
- Электрические приборы: чайники, термопоты, мультиварки, пароварки и другие приборы должны находиться вне зоны доступа ребенка, особенно во время работы.
- Все свободные розетки должны быть закрыты заглушками,
- Колюще-режущие предметы, мусорное ведро, крупы, бытовая техника, стеклянная посуда, все что жалко видеть разбитым, должно быть убрано на верхние полки или закрыто специальным замком.
Возраст: 8 месяцев – 1 год
Первые игры начинаются в тот момент, когда малыш научился самостоятельно перемещаться по квартире и активно изучает окружающий мир. Он еще не лезет высоко, но сосредоточен на открывании шкафов и полочек, если мама не обратит внимание, с удовольствием изучит ( и попробует на вкус) содержимое мусорного ведра, собачьей миски, выкинет все нужное и ненужное из кухонных шкафов.
Для этого возраста актуально:
- Игры с чашками, ложками, кастрюлями, сковородками, пластмассовыми контейнерами.
- Можно сложить из них пирамидку самых необычных конструкций, погреметь ложкой, стукнуть друг об друга и об пол и множество разных необычайно интересных действий.
Возраст: 1 -2 года
Все что могло быть разбитым уже разбито (или находится в процессе разбивания), все сковородки, кастрюли давно друг на друга поставлены и изучены. Пришло время изучения более мелких предметов.
Актуально:Игры с крупами и/или макаронами.
- Ложка, 2 чашки, пакет с грецкими орехами (фасолью, горохом, гречкой, рисом и т.д.) равно полчаса тишины и маминого счастья. Здесь работает правило: “чем младше ребенок-тем крупнее предметы”. То есть в 1 год -1 год и 3 месяца легче всего манипулировать с орехами ( и меньше убирать); в 1 год и 6 месяцев интереснее рассыпать фасоль и горох, в 1 год и 9 месяцев-гречка,рис, манка. В усложненном варианте: пересыпать маленькой ложкой из большой миски в маленькие, например форму от яиц.
Еще можно:
- Заполнить формы крупой. Взять различные формы для печенья и наполнить их, например, горохом.
- Заполнить пластмассовую бутылку фасолью, по одной наполняя “колодец”.
- Выкладывать крупой геометрические формы, дорожки, буквы, цифры.
- Смешать в одной миске макароны, фасоль и грецкие орехи и предложить рассортировать по составляющим.
- Насыпать на противень или поднос тонким слоем манку и рисовать на ней пальчиком.
- Просеивать манку маленьким ситечком, выбирая из нее фасоль или другие “сокровища”.
Игры с тестом.
Одна из любимейших игр малышей. Особенно если тесто настоящее, и пельмени или печенье из него настоящие, то это обеспечит настоящий восторг! Ну а если пельмени или печенье не предвидятся, можно использовать тесто (мука и соль 1:1, вода). Вариантов уйма: раскатывать , вырезать формами фигурки, скатывать в комочки и т.д.
Магниты и наклейки на холодильнике.
Существует уйма магнитов, которые могут заинтересовать малыша. Животные, овощи и фрукты, цветочки, самолетики или машинки и множество других. Ими можно водить ими по холодильнику, разыгрывать сказки. Самый бюджетный вариант: купить наборы для изготовления магнитов, которые во множестве продаются в детских магазинах и сделать различные наборы самим.
Внимание! Количество магнитов и игры с ними нужно контролировать во избежание несчастных случаев!
Упрощенный, но более недолговечный вариант: наклейки. Приклеиваются гораздо меньшее количество раз, но дешевле, а качество вызываемой радости на том же уровне, что и с магнитами.
Предложить несколько разных банок (особенно если из под чая), с крышами разного вида и размера и предложить закрывать ими банки.
Из простых кулинарных действий с удовольствием осваивается чистка яиц, “терка” сыра и яблок, раскладывание сыра или колбасы на хлеб и создание бутербродов.
Возраст: 2-3 года
Увеличивающееся количество осознанности и разумности не может не радовать родителей, а заодно влиять на уровень игры и включенности в кулинарные события.
- Если дома есть игрушечные овощи, фрукты, детская посуда, можно параллельно с мамой “готовить” суп, “жарить” картошку.
- Игры с крупами и макаронами становятся более сложными. Можно дать задание на ощупь и с закрытыми глазами сортировать содержимое чашки, чтобы определить где пшено, а где фасоль. Сделать красивое “ожерелье”, нанизав на шнурок макароны особенно интересной формы.
- Снова будут актуальны формы для печенья: их можно обводить карандашом и раскрашивать.
- Пригодится и соленое тесто в игре в “пироги”: раскатав его в лепешку, вдавливать в него рис, фасоль, чечевицу , макароны и так далее.
- Магниты уже можно сортировать по видам: животные и фрукты, фрукты и овощи, животные домашние и дикие, использовать понятия: выше -ниже, слева-справа.
- На холодильник можно повесить музыкальный плакат, игра с которым даст маме бонусом дополнительные минуты свободы.
Из настоящих кулинарных действий вместе можно: раскладывать начинку на пирожки, фарш на пельмени, творог на вареники, засыпать заварку в чайник, выдавливать уже “по-настоящему” формы для печенья, посыпать маком, сахаром или кунжутом.
Возраст: от 3 лет и старше
Малыш становится настоящим помощником, вносящим свой посильный вклад в домашнюю работу.
- Вместе с ним можно изучать счет, попросив принести: “2 ложки” или “3 яблока”.
- Попросить подать необходимую посуду, расставлять посуду на столе, изучая понятий “глубокий”-“плоский”: глубокая тарелка, плоская тарелка.
- Можно доверить порезать пластмассовым ножом фрукты, овощи, яйца, протереть губкой стол, разложить по местам вилки, ложки, ножи.
- Самое время для первых уроков биологии, когда можно вместе изучать из чего состоят помидоры,огурцы, тыква, яблоки и другие фрукты и овощи, откуда они родом. Или вместе попробовать сделать сыр или творог, как приготовить хлеб или колбасу.
Заканчивая рассказ о возможностях сделать мамину жизнь на кухне немного проще и легче, хочется напомнить о нескольких вещах:
1) Don’t worry be happy! Рассыпанная по всей кухне крупа и выпотрошенный кухонный стол- это мелочи, а полчаса совместного общения-настоящая ценность.
2) Терпение, только терпение! В своем стремлении помогать малыши обычно неуклюжи и неумелы. Но если вы не откажете ребенку в этом искреннем желании, со временем неуклюжесть пройдет, а привычка помогать – останется.
Спокойствия маме и увлекательных игр малышам!
В 3 года ножи раскладывать бы я не дала)))
О, готовить на кухне с малышом – потом уборки вдвое больше, чем обычно :) но зато можно все сделать!
Ну и если дать ребенку забавляться не банку с маринованными помидорами, а что-нибудь попроще (фасоль, например) то всем хорошо.
Советую всем мамочкам прочесть эту статью, научившись готовить с ребенком, вы одновременно учите ребенка как правильно кушать И каким должен быть порядок на кухне.Замечательные рекомендации.
Помню, мои дети сували себе арахис и горох в уши и нос и потом не могли вытащить. Это было примерно в возрасте 3-5 лет ( не маленькие они были насколько помню). Потом бегали ночью к лору, благо детская больница была недалеко. В-общем, не советую. Или надо очень внимательно следить.
Прочла не помню где совет: рисовать ребенку разрешается только на кухне. То есть мама готовит- ребенок за обеденным столом рисует. ТО, что этого нельзя делать в другое время и в другом месте стимулирует малыша не отвлекаться))) а моя мама рассказывала, что мой старший брат очень любил стучать ложкой в перевернутую кастрюлю. Мог часами так развлекаться.
Наталья, спасибо за идею с капроновыми крышками. Возьму на заметку, у меня их целый пакет, так что времяпрепровождение дочке обеспечу, хотя нам и 1г9м.
Сейчас карапузу 9 месяцев.
Одни из самых любимых игрушек – деревянная вилка, скалка, разноцветные капроновые крышки, баклажка (5 л) наполовину заполненная водой.
Нижний шкаф уже с удовольствием открывает, поэтому ближе всего стоят пластиковые контейнеры, лежат чистые полотенца или тряпочки, на нижней полке – кастрюли, весы (не электронные!). Все вытаскивается, перебирается под бормотание и радостные возгласы. А у меня есть время :)